Кросс-докинг, который иначе также называется сквозным складированием, предполагает осуществление приемки и отгрузки единиц товара через склад. В случае традиционной логистики товарные партии поступают на склад, где производится их разгрузка и оприходование на ответственное хранение. В том случае, если необходимо отгрузить партию товара клиенту, грузовые единицы собирают по складу, после чего направляют на погрузочную платформу. Однако кросс-докинг представляет собой схему, которая устроена несколько иначе.
В настоящем обзоре поговорим об одном из наиболее распространенных видов кросс-докинга, а именно, об одноэтапной технологии. Мы рассмотрим, в чем состоят его основные особенности, а также каких целей позволяет достигать данная технология.
Основные аспекты одноэтапного кросс-докинга (1PL)
Главная цель площадок, осуществляющих кросс-докинг, состоит в том, чтобы в максимально короткие сроки произвести формирование мелких заказов и отгрузить их. Данный вариант является удобным в отношении возможности отправления грузовых единиц от разных поставщиков в одну торговую точку. Это позволяет осуществить доставку в самые сжатые сроки. Как правило, весь процесс не занимает более суток.
Одноэтапный кросс-докинг, аналогично двухэтапному, предполагает перемещение товаров, которые уже сформированы в партии без осуществления каких-либо операций с ними. В данном случае размещение продукции в области хранения не производится. Каждая из укомплектованных партий имеет собственную маркировку. Обязательно указывается и информация о номере заказа. В большинстве случаев при одноэтапном кросс-докинге размещение товара производится на паллетах. С товаром не проводится никаких манипуляций кроме единственной, заключающейся в перегрузке. Товар может быть сразу же перегружен из одной машины в другую, после чего производится прямая доставка непосредственно к торговым точкам.
При этом перегрузка поступивших на склад партий товара может осуществляться различными способами. Для этого используются пандусы (подкатные, стационарные), могут применяться вилочные погрузчики. Перегрузка может осуществляться с одного транспорта на другой. Разнится и время работы с товаром. В том случае, если продукция размещается на поддонах, то на ее разгрузку и загрузку затрачивается порядка 1 часа. В других ситуациях (при размещении навалом, на поддонах, россыпью) речь может идти от 2 до 4 часах.
Принято выделять несколько подвидов кросс-докинга обозреваемого типа:
- Перевалка товара. Осуществляется перемещение товара между транспортными средствами.
- Расконсолидация предполагает перегрузку единиц товара, которые поступили на складскую территорию от ряда поставщиков на другие транспортные средства. Это производится с целью осуществления дальнейшей доставки.
- Консолидация. При данном типе 1PL производится загрузка товарных партий, которые приняты от одного (или более) поставщиков. Затем продукция погружается в одну машину с целью дальнейшей доставки получателю.
- Подсортировка. Предполагает добавление товара, который уже хранится на складе, к полученным грузовым единицам.
По сути, при работе с товаром во всех этих случаях оператор взаимодействует с “черным ящиком”. Заказ, соответствующей конкретной номенклатуре, уже является сформированным на паллетах. С целью избежания несанкционированного доступа продукцию обычно обматывают при помощи стрейч-пленки. Отгрузка продукции получателю производится в точно таком же виде, в котором она поступает на склад.
В каких областях используется одноэтапный кросс-докинг
Говоря о тех сферах, где обозреваемая технология используется чаще всего, необходимо отметить следующие:
- Кросс-докинг используют при работе с мелкими партиями. Иными словами, данная технология удобна в том случае, когда необходимо консолидировать небольшие партии продукции от ряда поставщиков.
- В ситуации, когда возникает необходимость отправить товар от одного или более производителей к получателям, находящимся в разных регионах. Если возникает потребность в консолидации комплексных поставок.
- При работе с той продукцией, которой свойственен высокий уровень оборачиваемости и спрос на которую хорошо прогнозируется. Как правило, речь идет о продукции массового употребления, а также о товарах, относящихся к категории скоропортящихся.
- При осуществлении логистической работы с товарами высокого качества, которые не предполагают необходимости дополнительной проверки.
- В случае проведения различных промо-акций, рекламных кампаний и прочих мероприятий, реализация которых имеет четко спланированные временные рамки. При помощи одноэтапного кросс-докинга достигается возможность обеспечения поставки товара “точно в срок”.
Преимущества технологии
Одноэтапный кросс-докинг обладает рядом плюсов, среди которых особого внимания заслуживают следующие аспекты:
- Технология позволяет снизить потребность компании-грузополучателя в дополнительной складской площади.
- Снижается число используемого складского оборудования. Также требуется и меньшее количество персонала для работы; оба данных фактора позволяют сэкономить финансовые средства.
- Достигается возможность сэкономить время на поставку грузовых единиц до конечного получателя груза, что ускоряет товаропоток.
- Снижается и время, требуемое для комплектации продукции.
- Процесс доставки грузов упрощается.
- Повышается эффективность функционирования склада.
- Ответственность в случае недостачи продукции либо ее пересортицы несет поставщик.
- Возможность осуществлять работу одновременно с большим количеством поставщиков и заказчиков.
В силу перечисленных преимуществ обозреваемый метод и пользуется высокой востребованностью. Но это отнюдь не значит, что у него нет ограничений.
Ограничения использования технологии
В случае внедрения обозреваемой технологии должен быть соблюден ряд условий. В первую очередь необходимо постоянно проводить качественный анализ спроса на те или иные товары.
Кроме того, на основе интенсивности товарооборота поступающая продукция должна быть сразу же готова к дальнейшей отправке. Либо осуществляемые с ней операции должны быть минимальными. Говоря иначе, следует обеспечить удобство обработки крупных объемов продукции. Кроме того, транспортные потоки необходимо четко организовать.
Основным недостатком кросс-докинга выступает отсутствие внутритарного контроля. В дальнейшем это может служить причиной недопонимания между поставщиком продукции, ее конечным получателем и оператором.
В заключение необходимо отметить, что технология одноэтапного кросс-докинга во многих случаях является одним из наиболее оптимальных вариантов осуществления поставок для представителей тех организаций, которые занимаются розничной торговлей.