Для понимания концепции 3PL удобнее всего рассмотреть полную классификацию логистических услуг. Есть пять категорий логистики, а выделяются они на основе того, как организована система работы. Это касается хранения, упаковки, доставки товаров и других критериев.
- 1PL. На этом уровне у компании-производителя нет никаких посредников и помощников. Она сама организует доставку, учет и хранение своей продукции как конечному потребителю, так и дистрибьютору — зависит от конкретного направления.
- 2PL. Второй уровень предполагает наличие подрядчика, который занимается только ограниченным кругом задач — например, перевозит продукцию или предоставляет производителю складские помещения.
- 3PL. В этой классификации третий уровень предполагает, что все задачи по работе с грузом передаются посреднику. Он доставляет, хранит, учитывает товары и решает еще много других задач.
- 4PL. Этот уровень не так просто отличить от предыдущего. Если 3PL предполагает наличие компании-аутсорсера, то 4PL — это когда ту же работу выполняет непосредственно партнер производителя. Отношения более тесные, но результат обычно аналогичен тому, что получает клиент на предыдущем уровне.
- 5PL. Последний уровень классификации подразумевает, что компания-исполнитель берет на себя не только хранение, упаковку и доставку продукции, но и ее продажу. Например, к самым известным операторам 5PL относятся “Амазон” или “Алиэкспресс”.
Если обобщить информацию, то 3PL представляет собой обширный комплекс услуг, которые исполнитель предлагает владельцу груза (товара). Это что-то среднее между ситуацией, когда производитель сам закрывает все свои вопросы и когда он отдает все (включая продажу) оператору.
Какие задачи решает оператор 3PL
В рамках 3PL-услуг исполнитель решает ряд задач:
- Приемка товаров от владельца груза. Для этого у оператора есть свои склады, которые отвечают высоким стандартам. На них должно быть все необходимое оснащение для последующего хранения и других манипуляций с товаром.
- Хранение. Есть такое понятие, как “емкость хранения”. Оно обозначает возможности оператора по работе с разными товарами. Далеко не все исполнители могут хранить продукцию, требующую определенного температурного режима. То есть какие-то 3PL-операторы работают только с ограниченными категориями грузов, а у других возможности в этом направлении огромные.
- Сбор грузов для последующей отправки. Он делается вручную или с использованием автоматизированных процессов и инструментов. Второй вариант позволяет оператору обработать больше заявок и снижает риски человеческого фактора, ошибок.
- Учет товаров на месте, управление складскими помещениями. Оператор предоставляет клиенту сведения о количестве оставшихся товаров. Благодаря этому последний имеет возможность вовремя подготовить очередную партию, чтобы не было перебоев. А еще на 3PL-складе важно контролировать количество свободных помещений, чтобы не допустить перегруза, накладок в логистике.
- Упаковка продукции перед отправкой (после сборки). Обычно 3PL-операторы располагают большим выбором упаковочных материалов — с учетом специфики тех грузов, с которыми они работают. Если заказчику важно, его продукция помещается в фирменную упаковку.
- Транспортировка груза к месту назначения. Чтобы этот пункт не стал дополнительной статьей расходов, обязательно простраиваются наиболее выгодные маршруты. Заказчик участвует в их согласовании.
- Возврат груза на склад, если его не приняли в пункте назначения (отправили назад).
- Утилизация товара. В случаях, когда товар был возвращен, но его дальнейшее хранение по каким-то причинам невозможно, оператор может предоставить услугу по утилизации. Как и любые другие моменты, этот прописывается в договоре.
- Поддержка клиентов информационно. Логистическая компания не только дает информацию по текущему состоянию и количеству грузов. Она еще и гарантирует, что при необходимости ответит на любые запросы клиента.
Перечень услуг еще раз подтверждает, что 3PL-формат оптимален для заказчиков разных уровней.
Преимущества логистики 3PL-уровня
Востребованность формата сейчас активно растет. И это обусловлено рядом плюсов:
- Минимум временных затрат со стороны производителя. Компания выпускает продукт, передает груз логистической фирме — и на этом ее задачи практически закончены. Напомним, что работа с грузом — это не только склады. 3PL-оператор содержит свой автопарк, а это дополнительное время на подбор команды, организацию процессов, затраты на содержание машин, выплату зарплат водителям и т. д. Даже просто для оформления всех документов и уплаты налогов требуется потратить дополнительное время.
- Экономия финансовых вложений. Автопарк, склады, найм персонала, установка ПО, покупка дополнительного оборудования — это и многое другое требует колоссальных затрат. Но в формате 3PL заказчик платит только за услуги оператора. В сумме это дешевле, чем при самостоятельной организации процессов.
- Выход на новые рынки. Такой формат позволяет работать в разных регионах собственной страны, за границей. И производитель не тратит время на освоение рынков — он сразу получает к ним доступ. Конечно, остаются еще реклама, привлечение клиентов, но технически все процессы уже организованы.
- Высокое качество услуг. 3PL-операторы заинтересованы в больших оборотах. А для их реализации требуются налаженные процессы с хорошим программным обеспечением, инновационным оборудованием, хорошо обученными сотрудниками. Благодаря этому клиент получает услуги достойного качества.
Преимущества формата очевидны — но и недостатки у него тоже есть.
Минусы 3PL-логистики
Аутсорс предполагает высокую степень открытости со стороны заказчика. Это означает, что всегда есть риски утечки информации, которая не должна попадать в третьи руки. Такая опасность закономерна, ведь в работе участвует большое количество людей — не все из них заинтересованы в сохранении репутации заказчика. Нейтрализовать этот недостаток можно только одним способом: обращаться в 3PL-компании с хорошо налаженными процессами. Если в бизнесе есть особо чувствительная информация, специфику работы с ней лучше закреплять в договорах — с указанием компенсаций и других нюансов.
Еще один минус такого формата — ограниченные возможности клиента, как только груз передан оператору. С этого момента именно оператор отвечает за правильное хранение, грамотную упаковку, своевременную доставку. Физически поучаствовать в процессе уже невозможно — то есть исправить какие-то ошибки нельзя.
Требования к 3PL-компании
Для логистических компаний есть свои требования. Они выглядят так:
- Наличие обширного штата профильных специалистов. К ним относятся бухгалтеры, юристы, таможенные брокеры и многие другие.
- Свой автопарк. Специфика машин зависит от грузов, с которыми работает логистическая компания. Часто для транспортировки требуется особое оборудование: рефрижераторы, машины большой грузоподъемности и др.
- Склад с полным комплексом работ, не требующий участия заказчика. Все — от приемки до управления запасами — организуется силами исполнителя. Чем более современное ПО и оборудование используется для работы складских площадей — тем эффективнее протекают процессы.
- Наличие разнообразных складских терминалов, обустроенных под разные категории грузов. Цель большинства 3PL-фирм заключается в том, чтобы охватить как можно больше продукции и клиентов.
Склад 3PL: как он выглядит
Остановимся подробнее на характеристиках складов. Поскольку это “сердце” логистической цепочки, к ним предъявляется немало требований. Хороший 3PL-склад — это:
- Помещение, позволяющее разместить стеллажи с любыми характеристиками. Обычно речь идет про легковозводимые металлоконструкции со стенами из сэндвич-панелей.
- Высокие потолки от 10 метров. Это нужно для расположения продукции в несколько этажей, ярусов — как правило, до семи.
- Пол, обустроенный с учетом большой нагрузки. Часто на складах используется техника, для которой это обязательное условие.
- Разные температурные режимы в зависимости от тех грузов, с которыми приходится работать. Склады отапливаются или поддерживаются в пределах минусовых температур — зависит от ситуации.
- Соблюдение всех мер безопасности. Наличие обычной и пожарной сигнализации, охрана объекта 24/7, система видеонаблюдения.
- Определенный уровень автономности либо запас ресурсов для автономности в критических ситуациях. На случай отключения электричества у объекта должна быть своя электроподстанция, а на случай перебоев с отоплением — своя котельная.
- Специальные доковые ворота и площадки для работы складского транспорта.
- СКУД. Система управления доступом исключает, что на территорию склада могут проникнуть посторонние люди
- Обустроенная территория с освещением и другими условиями для качественной работы.
- Все условия для работников: души, комнаты отдыха, мини-кухни.
- Наличие офисов для документооборота, решения административных вопросов.
- Стабильная система связи, обеспечивающая надежную связь на территории склада, а также с другими подразделениями 3PL-компании.
Поскольку оператор несет полную ответственность за переданный груз, он на 100% заинтересован в том, чтобы создать для товара лучшие условия. Неудивительно, что к 3PL-складам предъявляются такие высокие требования — но в этом направлении другое решение и невозможно.