Определение кросс-докинга
Название «кросс-докинг» — это калька с английского слова, которое состоит из двух частей: cross «напрямую; пересекать» и docking «стыковка; причаливание». Перевести фразу можно как «сквозное складирование». Из этого названия становится ясна суть процедуры: кросс-докинг предполагает, что грузы принимаются и отгружаются на складе напрямую, без помещения на долгосрочное хранение.
Кросс-докинг может быть трех типов:
- одноэтапный. Товар привозится на склад, выгружается, дожидается машины до дистрибьютора или заказчика, отправляется дальше в неизменном виде;
- двухэтапный. Груз прибывает слишком большими или слишком малыми партиями, поэтому перед дальнейшей отправкой его необходимо перекомплектовать, а значит, заново оформить, промаркировать, распределить по группам. После всех необходимых процедур продукция отправляется к потребителю;
- трехэтапный. Продукция приезжает из нескольких мест или в нескольких машинах. Разные партии грузов перегруппируются, переоформляются и в оригинальных (новых) партиях отправляются заказчикам.
Двухэтапный и трехэтапный кросс-докинг во многом похожи, поэтому некоторые эксперты не разделяют двухэтапный и трехэтапный кросс-докинг, считая их одной и той же процедурой. Те же, кто выделяет эти два вида, говорят, что двухэтапный кросс-докинг обычно означает, что работа идет с одним видом товара или даже с одной партией, которую по какой-то причине необходимо перекомплектовать. В случае с трехэтапным речь обычно идет о нескольких партиях разных товаров, которые после перекомплектовки отправляются покупателю (дистрибьютору).
Важно! Независимо от того, во сколько этапов отправляется груз, он никогда не хранится на складе долгое время. Товар обычно остается в помещении только на тот срок, пока идет перекомплектация, оформление документов и ожидание транспорта, с которым партия отправляется дальше.
Виды одноэтапного кросс-докинга
Кросс-докинг можно в полной мере назвать примерном эффективной системы доставки, которая снижает затраты и повышает скорость получения товара конечным потребителем. Стандартная одноэтапная процедура может выполняться несколькими способами:
- Перевалка. Грузовая единица никак не меняется, она перемещается с одной машины на другую.
- Расконсолидация. В этом случае груз для нескольких поставщиков приходит в одной машине. Она разгружается, грузы перемещаются в несколько машин.
- Расконсолидация второго типа. Используется, когда несколько поставщиков и несколько получателей. Грузы перемещаются из машин поставщиков и перераспределяются в транспорт покупателей так, что в каждую фуру попадает часть груза от одного поставщика, а часть — от другого.
- Консолидация. Применяется, если несколько поставщиков привозят разные грузы для одного покупателя. Их перегружают в машины, которые идут к потребителю и все.
- Переконсолидация. Предполагает, что несколько грузополучателей ожидают товара от нескольких поставщиков. На складе машины поставщиков разгружаются, из них формируются заказы для каждого потребителя или дистрибьютора, после чего партии загружаются в машины.
- Подсортировка. В этом случае к привезенному грузу добавляется какой-то товар, что находился в зоне долговременного хранения на складе.
Считается, что подобные способы доставки выгодны для товаров с ограниченным сроком хранения, а изделий, спрос на который повышен. Важно, что подход позволяет работать как с одним покупателем, так и с несколькими сразу. Это же касается поставщиков.
Важно! Обратите внимание, что вне зависимости от типа одноэтапного кросс-докинга, характеристики груза не меняются. Его принимают и отгружают под одним и тем же номером. Это отличает процедуру от двухэтапного и трехэтапного кросс-докинга, при которых номер груза, его упаковка, документация меняются.
Преимущества кросс-докинга
Методом кросс-докинга активно пользуются неслучайно. У него немало неоспоримых преимуществ, а именно:
- товары не лежат в складском помещении, занимая место, требуя определенных условий хранения и затрат на дополнительный персонал. Они сразу же отправляются потребителю;
- сокращаются расходы на содержание склада, особенно у больших компаний со значительным товарооборотом;
- снижаются сроки поставок, что позволяет точнее называть даты покупателям и обеспечивать быстрое пополнение складов;
- появляется возможность перевозить капризные продукты на более дальние расстояния, т. к. не тратится время на хранение в складских комплексах;
- уменьшается количество операций с каждым конкретным товаром (паллетом, контейнером), что позволяет нанимать меньше людей на склады;
- снижаются риски, связанные со складированием. Если товар не хранится в складском помещении, значит, он не будет там поврежден, украден.
Максимально эффективным кросс-докинг становится тогда, когда товарооборот достаточно высокий, хранение товара обходится слишком дорого и его стоимость нужно снизить, фирма занимается сезонной продукцией, которую нет смысла долго хранить на складе, крупные поставки товара идут с определенным промежутком одному и тому же дистрибьютору.
Подводные камни кросс-докинга
Всегда ли выгодна технология? Существуют ситуации, когда от нее придется отказаться. А именно:
- отсутствует необходимая инфраструктура. Для перегрузки товара требуется место, хорошие подъезды, возможность быстро обслужить сразу несколько машин;
- недостаточный транспортный парк. Суть кросс-докинга в том, что товар большую часть времени находится в машине, в пути, а на складе практически не лежит. Это означает, что функцию хранения, фактически, принимает на себя фура. Если у компании явный недостаток транспорта, она просто не сможет обеспечить перевозки с достаточной скоростью и периодичностью — придется оставлять товар на складе, пока машины не освободятся. Также проблемы могут возникнуть, если в автопарке мало разновидностей грузового транспорта, ведь размеры отправляемых партий могут варьироваться в зависимости от покупателя;
- отсутствует компьютеризированная система логистики. Быстрые перемещения грузов из машины в машину требуют внимательности и дотошности. Необходимо следить, где какая партия находится. Без достаточной автоматизации это сложно.
В целом, как и все современные технологии, кросс-докинг требует разумного подхода к внедрению и предварительной подготовки. Если подойти к вопросу ответственно и все продумать, она не создаст проблем. Или можно воспользоваться услугами логистической компании, у которой уже отлажена подобная система доставки, например, в «Би Лоджистик». Наши менеджеры всегда готовы помочь и ответить на все вопросы.
Грузоперевозки с использованием кросс-докинга — современное, удобное и выгодное решение, которое подходит большинству компаний. Главное достоинство его в высокой скорости доставки, что делает дистрибьюторов и покупателей более лояльными к фирме. Затраты на хранение товара также снижаются, что окупает подготовительную работу перед внедрением. В итоге подобная технология оказывается выгодной для обеих сторон: и для покупателя, и для поставщика.